Покупатель вправе вернуть некачественный товар продавцу, импортеру или производителю, потребовав возврат уплаченной за него суммы. Процедура выполняется в несколько этапов.
Проверьте гарантийный срок
Его определяет изготовитель (продавец). До истечения гарантии покупатель может требовать устранения выявленных недостатков, замены или возврата товара. Если срок не определен, считают, что он равен двум годам.
Для технически сложных изделий (телефонов, бытовых приборов, транспорта и пр.) предусмотрены дополнительные условия возврата:
- если покупатель выявляет серьезные недостатки, которые не позволяют использовать устройство по назначению;
- если продавец нарушает сроки устранения дефектов;
- если ремонт техники занимает больше 30 календарных дней в течение любого года из гарантийного срока.
В каждом из этих случаев у потребителя появляется право на возврат средств, уплаченных за изделие.
Подайте претензию
Ее составляют в письменной форме, содержание — свободное, но в документе обязательно указывают:
- ФИО покупателя, контактные данные;
- информацию об изделии, дате, месте его покупки, способе оплаты;
- сведения о выявленных недостатках;
- требование по возврату товара.
Лучше подготовить два экземпляра: один передать продавцу, второй сохранить у себя, проставив на нем дату подачи, печать организации, подпись ответственного сотрудника. Если продавец отказывается принимать претензию, отправьте ее почтой с уведомлением и описью вложения.
К обращению желательно приложить копии чеков или других документов, которые подтверждают покупку некачественного изделия. Если у покупателя их нет, это не является основанием для отказа в возврате.
Независимая товароведческая экспертиза
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Проверка качества
Продавец организует ее самостоятельно, если гарантийный срок не истек. Для этого он принимает некачественный товар и оценивает его недостатки. Это может быть простой осмотр. Если покупатель не согласен с результатами, он имеет право организовать независимую товароведческую экспертизу.
Если проверка не выявляет дефектов, связанные с ней расходы оплачивает потребитель. Если результаты удается оспорить в суде, после проведения экспертизы и т.п., все издержки ложатся на продавца.
Возврат денег
Если проверка качества выявляет недостатки товара, продавец обязан вернуть уплаченную сумму по требованию покупателя. Она выплачивается полностью, никакие ее части не удерживаются в связи с использованием изделия, потери им товарного вида и т.п.
Если продавец или производитель не принимает результаты независимой экспертизы, отказывается от возврата денег, покупатель может обратиться в Роспотребнадзор. Он организует проверку и отвечает на заявление в течение 30 дней. По результатам может быть дана рекомендация вернуть товар. Если и это не помогает, нужно обращаться в суд.
При подаче иска специалисты компании «Инвест Консалтинг» рекомендуют приложить результаты независимой товароведческой экспертизы, которая описывает выявленные недостатки, причины их появления, их влияние на характеристики и возможность использования изделия. Дополнительно у ответчика нужно требовать возмещения расходов, связанных с судебными издержками, проведением независимой экспертизы, пересылкой претензии по почте, убытков, возникших из-за ненадлежащего качества товара.